Конспект открытого урока к конкурсу «Учитель года» в номинации «Учитель начальных классов» по окружающему миру во 2 классе по теме: «СВЕТ НАШ, СОЛНЫШКО!»
Цели урока: сформировать образное представление о Солнце как о ближайшей к Земле звезде, о его размерах и расстоянии от Земли до Солнца; познакомить с представлениями древних о Солнце как божестве; раскрыть роль и значение Солнца для всего живого на земле; обсудить правила безопасного пребывания; показать использование образа Солнца в искусстве.
1. Приветствие, знакомство
Здравствуйте, ребята, меня зовут Мария Сергеевна. А теперь представьтесь вы. Но если каждый будет называть свое имя, это будет очень долго, поэтому хором скажите, как вас зовут, а я постараюсь запомнить ваши имена. Думаете у меня не получилось? Давайте проверим? Хорошо. Тебя зовут Катя, Петя, Миша и т.д. Правильно? Откройте, пожалуйста, свои таблички. Спасибо.
2. Положительный настрой, установка
Я сегодня впервые в вашей школе. А создалось впечатление, что я пришла в дом своих старых друзей. И когда увидела Вас, на душе стало еще лучше. У Вас такие приятные улыбки, добрые глаза, которые излучают свет и тепло. А что еще нам с Вами кроме друзей и родных дарит свет и тепло. Я Вам немного помогу. Послушайте стихотворение и продолжите его.
Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все ...
Как Вы думаете, кто изучает солнце и его влияние на окружающий мир?
СОЛНЦЕ
астрономы биологи врачи музыканты и поэты художники
* На солнце мы смотрим не только с позиции науки, но и с позиции искусства.
* Ученые, изучающие небесные объекты – астрономы.
* Люди, изучающие науку о жизни – биологи.
* Профессия, связанная с изучением особенностей организма человека и помощи ему.
3. Работа над темой урока
Как астрономы.
Мы побудем в роли астрономов. А что же такое Солнце? Почему оно светит и греет? Солнце находится на небе, значит это небесное тело. Солнце – раскаленный газовый шар. Температура только на его поверхности составляет 6 тысяч градусов. Такие космические тела называют звездами. Тысячи звезд, сверкающих ночью на небе, - это такие же раскаленные тела, как и наше Солнце. Велико ли Солнце? Чтобы представить, на сколько велико солнце, мы соотнесем размеры: представьте, что зернышко пшена – это Земля, а большой арбуз – это Солнце. Примерно во столько раз Солнце больше Земли. Получается приблизительно в 110 раз больше. Почему же мы видим его небольшим светящимся кругом? Солнце очень далеко от нас, около 150 тысяч км. Вспомним, каким большим кажется самолет, стоящий на взлетной полосе аэродрома, и каким маленьким он виден высоко в небе.
Что интересного мы узнали как астрономы о роли солнца?
Как биологи
Я предлагаю Вам поработать в парах, чтобы рассмотреть солнце с позиции биологов. У Вас на партах приготовлены таблички и утверждения о солнце. Распределите их в соответствии с положительным или отрицательным влиянием солнца.
«+» « - » 1.Солнце согревает и освещает Землю, благодаря этому животные видят окружающий мир и становятся более активными.
2.Плодородную землю солнце может превратить в бесплодную пустыню, тем самым может лишить живых существ пищи и воды. 3.Солнце – источник жизни на нашей планете.
4.Жизнь на Земле не возможна без энергии солнечных лучей.Солнце может стать причиной лесных пожаров. 5.Солнце помогает растению питаться.
6.Солнце может нанести вред здоровью.
* выбираем пару, которая справилась с заданием правильно и у доски представляет свои результаты.
Молодцы! Спасибо!
Ребята, поднимите руки, у кого получилось так же. Разбираем, что не получилось. Как врачи. Солнышко по-разному влияет и на человека.
Как врачи
Для того, чтобы рассмотреть влияние солнца на человека глазами врача, я предлагаю Вам поиграть. Я называю вам влияние солнышка на человека, а Вы с помощью жёлтого солнышка соглашаетесь – что это утверждение верно, красное – не соглашаетесь со мной.
1. В солнечные дни гораздо реже бывает плохое настроение.
2. Под воздействием солнечных лучей укрепляется иммунитет, кости и сердце.
3. При длительном пребывании на солнце нельзя получить ожог.
4. На солнце смотреть можно без защиты, не боясь за здоровье глаз.
5. Загорать можно, сколько хочется, поскольку Солнце очень бережно относится к нашей коже.
6. В солнечную погоду часто становится душно и можно получить тепловой удар
*** «+» источник витамина D, который помогает укрепить наш иммунитет, сердце и кости человека «+» приятные ощущения – никто не откажется понежиться на солнышке « - » нужно быть осторожными, долго на солнце находиться нельзя – ожог, солнечный удар, яркий, ослепляющий свет – защита организма и глаз.
4.ФИЗМИНУТКА
Солнце в небе ярко светит,
Погулять выходят дети.
Очутились мы в лесу
И присели на траву. Н
а полянке в лесу
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки
Повернут цветочки.
Развернут бутоны,
В солнышке утонут.
Как музыканты и поэты
М. Пришвин писал «Все прекрасное на Земле – от Солнца…»
Пришвин М.М. «Кладовая солнца»
«Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Тысячи лет это добро под водой сохраняется»
С кем М.Пришвин сравнивает Солнце? Почему?
Детские песни про солнышко.
Послушайте каждый отрывок внимательно и подумайте, какие чувства, эмоции мы испытываем при прослушивании каждого отрывка?
А может быть и вы знаете стихотворения про солнышко?
Какие чувства вы испытывали при прослушивании произведении? (литературных, музыкальных) (свет, тепло, доброта, спокойствие, улыбки)
Как художники
Во многих сказках о Солнце говорится как живом существе. С древних времен люди поклонялись Солнцу, благодарили за свет, тепло, урожай. Солнце у древних народов было божеством. В честь бога Солнца строили дворцы и храмы. Солнце – символ света, тепла, плодородия. Поэтому люди символом солнца украшали одежду, посуду, игрушки. Современные фотографы любят снимать солнце, получаются очень красивые фотографии. Это восход солнца, закат, солнечное затмение (в одном и том же месте на Земле его можно увидеть лишь каждые 200-300 лет). Художники в своих картинах использовали тему солнечного света. А теперь каждый из вас примерит на себя роль художника.
Замечательно, я вам предлагаю нарисовать свое солнышко, то которое нравится вам.
Это солнышко будет только ваше, вы сможете его оставить себе, подарить другу, близкому человеку, учительнице.
* При работе обращаем внимание на посадку учащихся.
5.Завершение урока, подведение итогов.
Наш урок подходит к своему логическому завершению.
О чем же мы сегодня говорили?
Что было главное?
Что было интересным? П
окажите мне «свои солнышки», а теперь покажите их друг другу.
Какие вы молодцы! В благодарность за вашу работу я приготовила подарок – мое солнышко для вас!
Спасибо Вам за работу!
|